По мнению археологов, первые маломерные суда появились свыше 4 тыс. лет назад. Они были придуманы северными народами – чукчами, алеутами, индейцами, эскимосами. Небольшие лодки использовались для охоты в море.
С учетом климатических особенностей, географии региона, вида проживающих животных маломерные суда, к которым относят каноэ, каяки, байдарки, отличались конструктивной формой. Однако они предназначались для идентичных целей – перевозка грузов, пассажиров, участие в набегах, сражениях, рыбалка и охота.
У каждого народа был свой вид судна:
У маломерных судов, придуманных в разных географических регионах, была общая деталь – жесткий каркас, который обтягивали натуральными прочными, гибкими оболочками. Для изготовления каркасов использовалась древесина, поверхность лодки отделывалась корой или шкурами добытых на охоте морских животных. Чтобы соединить элементы каркаса между собой, люди использовали древесные волокна, сухожилья, китовый ус. Для повышения водонепроницаемости лодки ее поверхность обрабатывалась растопленной смолой или животным жиром.
Однако различия между маломерными судами существовали уже в те времена. Лодки отличались формой, длиной, грузоподъемностью, вместимостью, высотой бортов. Например, байдары, которые использовали чукчи, были короткими, устойчивыми в поддержании курса, тогда как судна алеутов отличались высокой маневренностью. Байдарки гренландских эскимосов были низкими, обтекаемыми, узкими, алеутские отличались большой вместимостью и высокими бортами.
Чаще лодки использовались для перевозки различных грузов. Однако достаточная прочность судов, маневренность и стабильность на воде позволяли применять их и для военных действий или охоте. Чтобы незаметно подобраться к дичи или противнику, носовую часть судов закрывали белыми шкурами, позволявшими оставаться полностью незаметными среди заснеженных просторов.
С учетом типа судна отличался и способ перевозки добытых на охоте животных. Если байдарки были вместительными, добыча перевозилась внутри лодки. При этом здесь же на палубе охотники разделывали тушу, что позволяло увезти домой только пригодное в пищу мясо. В остальных случаях туши животных перевозились на небольших плотах, воздушных пузырях или просто на баграх волоком вслед за лодкой.
Для охоты древние народы использовали копья, гарпуны, которые снабжали воздушными пузырями. Они были нужны, чтобы поддерживать на плаву пораженную дичь, и также помогали остаться в живых самим охотникам, выпавшим из лодки.
Лодки оснащались аутригерами, парусами из животных кишок, воздушными поплавками для повышения водостойкости плавательного средства, а также заглушками для отверстий. Охотники одевали на себя теплую, устойчивую к воде одежду, и также разрабатывали различные техники выживаемости, например, эскимосский переворот.
В настоящее время есть возможность увидеть, как выглядели старинные маломерные суда. Каноэ, байдарки, каяки, сохранившиеся с прошлых времен, входят в коллекции известных музеев. Однако есть немало видов маломерных судов, узнать о которых можно только по гравюрам.
Старинные технологии изготовления судов во многом не дошли до современников. Часть из них восстанавливается исследователями, археологами, которые проливают свет на то, как именно происходит процесс конструирования лодок.
Современные маломерные каркасные судна – байдарки, каноэ отличаются от предшественников материалами, используемыми для производства, дополнительным снаряжением – герметичными отсеками для хранения снаряжения, рулями. Кроме этого, благодаря инновационным технологиям, небольшие судна невероятно устойчивы, маневренны и безопасны. Сегодня они применяются не для военных действий или промысла, а для развлекательного, активного отдыха.
Маломерные судна, такими как люди их знают сегодня, начали появляться с 19 века. Именно в это время байдарки, каяки, а нередко и каноэ в Германии, Англии и иных европейских государствах стали применять как туристические лодки.
Немалую роль в развитии и популяризации водного туризма сыграл юрист из Англии Д.Мак Грегор, который в 1865 году сконструировал каяк «Роб-Рой», полностью копировавший старинный каяк эскимосов. В длину судно достигало 4,5 м, в ширину 0,7 м. На втором подобном судне английский юрист совершил немало путешествий по озерам, речкам Европы, прошел по Красному, Балтийскому морю, через Суэцкий канал. Путешественник испытал судно на датских, шведских, норвежских водоемах. В 1874 году он открыл клуб, который привлек внимание увлеченных этим людей.
В России заинтересовались маломерными плавательными средствами в 1860 году, когда в Петербурге стали устраивать соревнования на байдарках. Небольшие судна были оборудованы специальным возвышением для гребцов, которые управляли судном длинными веслами.
Эскимосы – народ северных просторов России. Область поселения – Чукотский полуостров. Ранняя культура эскимосов – древнеберингоморская, что приходится на 8 в. до н.э. В это время народ занимался морским промыслом, для чего использовал кожаные байдары, рассчитанные на нескольких людей, и сложные гарпуны. С 7в. до н.э. по 13-14вв. эскимосы занимались добычей китов, а в наиболее северных областях полуострова и на территории американской Аляски охотой на тюленей.
Основой хозяйственной деятельности народа был зверобойный промысел в море. То как именно, где охотились на животных, и какую добычу привозили домой, зависело от времени года и миграций. Например, китобойный промысел оживал весной, когда киты мигрировали в океан через Берингов пролив, и осенью, когда они возвращались обратно на юг. Для китовой охоты использовались гарпуны и несколько байдарок. Позднее отстрел проводился пушками, выстреливающими гарпуны.
Описание охоты эскимосов дал Иильсехер, который в 1962 года был свидетелем этого действа в селе Гембелл. «Улица поселения была вся покрыта шкурами добытых моржей, тюленей, а также головами животных с кровью на мощных клыках. Охота прошла успешно, однако стадо животных покинуло район на дрейфующих льдах. Эскимосы активно разделывали туши, а в перерывах пили кровь животных, которая вытекала из вспоротых животов. Печень, сердце освежеванных туш забрасывали в лодки, обшитые кожей, а мясо в морские волны. По закону нельзя это делать, но все склады в поселке и так были переполнены свежим мясом, да и сезон охоты приближался к концу».
У эскимосов Азии одежда была пошита из шкур тюленей и оленей. В 19 веке также изготавливали одежду из шкур птиц. У народа были мужские лодки – каяки, и женские – умиаки. Каяки были закрытыми, а умиаки открытыми.
Мужские лодки использовались для охоты на морских зверей. Каркас изготавливали из костей или деревянных планок, которые сверху обшивали кожей моржей. На верхней части лодок были небольшие отверстия для охотников. Каяки оснащали парусами и использовали не только в море, но и на речках. Речные суда были узкими с длиной 9-12 м.
Женские лодки были грузовыми. Они предназначались для перемещения имущества, людей, чтобы перебраться на новое место и для китовой охоты. Умиаки изготавливали из китового уса, плавника. Отдельные элементы каркаса связывались или сколачивались. Поверхность обивалась кожей морского зайца. Кормовая, носовая часть плавательных средств имела тупоконечную форму. По размерам умиак был больше каяка. Длина лодки в 6-10 метров делала ее устойчивой и вместительной, способной перевозить двадцать и более человек. Чтобы изготовить умиак в 30 фунтов, необходимо было примерно семь шкур.
Гребцами на таких суднах были молодые женщины. Они управляли суднами в одиночку, но в сопровождении мужчин, которые плыли рядом на каяках.
Кроме этого, для передвижения по воде использовались байдарки десятиметровой длины. Чтобы повысить ходовые характеристики плавательных средств, они дополнялись парусами, изготовленными из животных кишок.
Анъяпик или байдара – легкая лодка с хорошими ходовыми характеристиками, для изготовления которой использовалась древесина и моржовая кожа. Судна делали многоместными и на одного. Одна байдара могла применяться для перевозки 25 людей.
К достижениям эскимосов относится и известная техника – эскимосский переворот. Это один из элементов выживания, который помогал спастись при оборачивании судна в ходе добычи морского зверя или когда эскимосы были вынуждены сами опрокидывать плавательные средства, чтобы избежать сильной волны.
Чтобы вернуть судно в нормальное положение, гребцы делали небольшой гребок веслом под водой. Этой технике обучали всех юных охотников, что было необходимым условием выживания при добыче морских животных. Нередко судна заставал в море шторм, угрозу представляли и раненые моржи, киты. Чтобы выжить, охотнику требовалось восстановить судно в нормальном положении при его опрокидывании.
Однако даже это и наличие одежды, непромокаемой в воде, часто не могло спасти людей в сложных ситуациях. Только в 1888 году в Гренландии при охоте погибло 162 человека, в 1889 году число жертв выросло до 272. Цифры достаточно внушительные, если учесть, что в то время в регионе проживало всего 5614 человек, из которых 2591 составляло мужское население.
Алеуты проживают в северной части Тихого океана. В большей части культура народа связана с морем. Алеуты добывали в нем морских животных, рыбу, а для своей работы использовали байдарки.
Это небольшие плавательные средства на одного гребца длиной 6 метров. Каркас байдарок эластичный, изготовленный из древесных планок, которые соединялись китовым усом. Поверхность судна обшивали шкурами нерп, тюленей. Если байдарка имела большие размеры, для обшивки применялась моржовая кожа. Все швы тщательно заделывались животным жиром для герметичности.
Носовая часть алеутской байдарки, оснащенная предохранительным чехлом, была дополнена по низу волнорезом. Кормовая часть имела срезанную форму, благодаря чему рыбак мог двигаться на заднем ходу. Ходовые характеристики байдарок были достаточно большими 8-10 км в час.
На таких суднах алеуты передвигались по морю при любой погоде, при этом маршруты могли насчитывать сотни километров. Ориентировались гребцы, основываясь на полете птиц или морских течениях. Чтобы повысить плавучесть судна, оно дополнялось воздушными пузырями из животных шкур. Благодаря таким поплавкам лодка оставалась на поверхности даже если была наполнена водой.
Байдарки алеутов были маневренными, простыми в управлении. Если они оборачивались, гребец одним движением мог восстановить положение на воде. Когда в лодке нарушалась герметичность, ее можно было заделать даже в море.
Грузоподъемность алеутских байдарок достигала 300 кг, поэтому они часто использовались для китового промысла.
Экипировку алеутских охотников составляла теплая одежда – водостойкая парка из птичьих шкур, камлея, пошитая из нерповых кишок. Камлея также была водостойкой. В швах куртки были красные перья птиц, которые оберегали человека от сил зла и привлекали внимание добычи.
В охоте участвовало несколько человек 15-20. Для поражения морских животных алеуты применяли копья, которые называли бобровыми стрелами, гарпуны, снабженные метательными досками.
Увидеть, как выглядела старинная байдарка, можно посетив Военно-морской музей Петербурга. Также алеутские байдарки есть в МАЭ Америки. В Россию судна попали благодаря всемирно известным путешественникам Головнину В.М., Лазареву М.П., Лисянскому Ю.Ф.
Чукчи проживают в Чукотском округе, Якутии – Нижне-Колымском районе, Корякском округе. Народ делился на приморских чукчей, которые занимались морским промыслом и проживали у морского побережья, по соседству с эскимосами, и тундровых кочевников, разводящих стада оленей.
В начале первого тысячелетия некоторые племена кочевых чукчей передвинулись на север к морю, где ассимилировались с эскимосами. Они переняли у них технологии создания байдарок, и также многие культурные, охотничьи традиции.
Несмотря на комичный образ чукчей, сформировавшийся из-за шумливых анекдотов, на деле это мужественный, сильный народ, который активно отстаивал независимость и вел войны с русскими колонистами.
Плавательным средством чукчей была байдара – прочное, легкое плавательное средство, которое можно было переносить в руках. Устойчивое судно изготавливали из моржовой кожи, оснащали парусом косой формы, веслами. Каркас создавался из древесных планок – кедровых, березовых, сосновых. Чтобы придать им форму, использовались острые ножи, а для соединения заготовок кожаные ремни. Одно судно могло вместить 20-30 человек.
Для изготовления одной лодки требовалось четыре-шесть шкур. Перед обтяжкой каркаса они специально обрабатывались, сушились, при обшивке размягчались. Чтобы шкура максимально плотно прилегала к основанию, после обтяжки ее заново сушили. В результате получалось легкое, почти прозрачное днище, которое при легком ударе начинало звенеть. Носовая часть лодок обтягивалась плотной моржовой кожей со спины, что позволяло придать плавательному средству особую крепость и прочность при преодолении морских просторов.
Морские чукчи занимались промыслом морских зверей. В зимний, весенний сезоны велась охота на тюленя, нерпу, с наступлением лета, а также осенью начинался китобойный промысел и отстрел моржа, в котором участвовало несколько лодок. Кроме этого, байдарки применялись для рыбной ловли, для перемещения людей, вещей.
По морю чукчи передвигались на байдарках, каркас которых изготавливали из сосновой, еловой древесины, а обшивку из моржовой кожи. Такие байдарки могли вмесить восемь человек. Ширина плавательного средства достигала 2-3 м, длина 6-10 метров, грузоподъемность 4 т. Лодки ежегодно обшивались новой кожей. Если байдарка не имела сильных повреждений, ее ремонтировали и полностью меняли обшивку раз в два-три года.
Байдарки, которые использовали чукчи, были мобильными и функциональными. Их можно было быстро разбирать и при необходимости уменьшать в размерах. Масса одного плавательного средства составляла 130-160 кг. Подобные суда использовались в 18-20 веках.
Для управления плавательным средством использовался опыт всего экипажа. В носовой части находился один человек, который расталкивал льдины багром, далее располагался рулевой байдары. Центральная часть плавательного средства оснащалась несколькими скамейками, на которых сидели по два-три гребца, вооруженных коротенькими веслами. Для закрепления весел использовались петли из кожи. Гребля велась синхронно, попеременно, с отдыхом в 5-10 мин. в час. Также в лодке могли находиться воины, принимавшие участие в гребле. Они располагались на днище плавательного средства и дергали за веревочки, находящиеся на веслах.
К концу 18 века чукотская байдарка стала оснащаться квадратным парусом из кожи. Однако он играл дополнительную роль в увеличении скорости лодки, поскольку основной ход судну по-прежнему задавали гребцы. Применялись байдарки для морской охоты.
Также у чукчей были специальные байдарки для протяженных морских походов. С 19 века они стали дополняться парусами прямоугольной формы, изготовленными из ровдуги. У эскимосов Аляски первые паруса на больших байдарках появились уже в 1830 году. Плавательные средства достигали в длину 15 м, развивали скорость 10 км в час. Они могли перевозить 20-30 человек.
Для путешествий северные чукчи брали все нужное снаряжение, в том числе огонь, который перевозили в небольшом ящике, наполненном песком и дерном. Если движение происходило против речного течения, плыть лодке помогали олени, собаки, которые тащили ее на себе с помощью ремней.
Кроме больших судов, в ходу были и одноместные байдарки, небольшие охотничьи лодки с бортами высотой 53-62 см, шириной 53-70 см, длиной 3,7-5,8 м. Они применялись для перемещения по озерам, речкам. Для управления судном использовали шесты или весла, оснащенные двумя лопастями. Плавательные средства отличались небольшой устойчивостью на волнах, что представляло определенный риск для охотников, не умевших плавать. В летописных источниках подобные суда называли батами.
Были в ходу у чукчей приморья и каяки на одного гребца. Длиной судна были 1,8 м, высотой 20 см, шириной 70 см. В военных действиях эти небольшие лодки, больше подходящие для охоты, использовались редко. Это было связано с тем, что для гребли применялось весло с двумя лопастями, которое нужно было удерживать двумя руками. В результате воин не мог полноценно участвовать в бою.
Чукотские байдарки стали использоваться в туризме с конца прошлого столетия. Туристические фирмы начали организовывать различные походы, экскурсии по историческим местам, а чтобы повысить интерес, использовали байдарки.
Сегодня плавательные средства не применяются для туристических перевозок. Это связано с несчастным случаем – в ходе шторма погибли четыре туриста, которые вышли в море на байдарке. Эта разновидность маломерных каркасных судов сегодня в основном применяется в гоночном формате. Отличительной чертой гоночных байдарок, в сравнении с классическими, является узкое строение, легкость, небольшие размеры. Лодки предназначаются для шести гребцов, которыми руководит рулевой. Стоимость некоторых байдарок ручной работы выше, чем цена моторных катеров.
Байдарка – играет важнейшую роль в жизни чукчей. Именно поэтому ее изображение есть и на гербе некоторые чукотских поселков, и на логотипах общественных организаций, поделках из моржового уса, сувенирах.
Считается, что береза исконно русское дерево. Вместе с тем береза произрастает во многих районах северного полушария, в том числе в США, в Коннектикуте. Индейцы, населяющие эту территорию, активно использовали все, что могло дать это дерево, в том числе бересту, которая шла на изготовление пирог.
Берестяные каноэ были легкими, хорошо устойчивыми на воде, отличались внушительной вместимостью. Исходя из целей назначения, пироги имели разные размеры. Самые небольшие имели длину 2 м и предназначались для одного-двух гребцов. Плавательные средства, использовавшиеся для морского плавания, длиной были до шести метров, и чтобы управлять таким судном, требовалось несколько гребцов. Такие плавательные средства нередко имели «гигантские» размеры, и могли перевезти до сотни людей.
Средние по размерам пироги были легкими, простыми в управлении, мобильными. Благодаря небольшой массе каноэ было не трудно переносить по суше в одиночку. Использовать лодки можно было и на крупных речках, и на мелководных ручейках.
Наибольшее влияние море оказало на северо-восточных индейцев Америки. Они выходили в море, чтобы рыбачить, охотиться на тюленей, нерп, китов, морских выдр. Судна, использовавшиеся для китобойного промысла, были большими, вмещающими 60 человек. Длина плавательных средств была 15-20 м.
Австралийские народы так же, как и племена других регионов, использовали суда для охоты, рыбной ловли. Это были небольшие каркасные челноки, обшитые корой. Форма судов напоминала конструкцию тасманийского плота, однако была как у лодки.
Чтобы изготовить челнок, люди обдирали кору эвкалипта, делили ее на длинные полосы, которым придавали гибкость над огнем. Из веточек дерева изготавливали каркас. Размягченной корой выполняли его обшивку. Для придания упора ногам использовали специальные планки. Чтобы соединить элементы каркаса, использовали веревки из травяного волокна. Носовая, кормовая часть плавательных судов обвязывалась волокнистой корой.
Коракл
В ходу у народов Уэльса, Ирландии были рыбацкие лодки, называемые коракл. Судна плели из ивняка. По форме они напоминали умиаки, каяки эскимосов, за тем исключением, что обшивались корой ивы, а не животной кожей.
Форма коракла напоминала орех. Для создания каркаса применялись прочные прутики ивы. Ранее, чтобы повысить герметичность лодок, поверхность обмазывали дегтем. Сегодня лодки производятся из водонепроницаемых тканей, стекловолокна.
Кораклы активно использовались древними народами Великобритании для охоты, рыбалки. У каждого рыбака было свое судно. Занимались промыслом попарно. Один человек удерживал сеть, второй занимался греблей. После того, как сеть наполнялась рыбой, ее вытаскивали на борт. Сегодня кораклы в основном применяются в туризме, поэтому судна часто можно увидеть на реках, протекающих через Уэльс.
Байдарки в свое время были универсальным плавательным средством, подходящим и для морского промысла, и для военных действий.
Чукчи издревле славились своей воинственностью, что доказывает обращение американских эскимосов в 1790 году к россиянам, в котором они жаловались на постоянные набеги на их земли со стороны чукотских племен. Чукчи истребляли эскимосские племена Аляски, грабили поселения, брали в рабство детей, женщин.
Для набегов использовались байдарки – лодки, изготовленные из древесины, обтянутые моржовыми шкурами. Длина таких байдарок достигала 6-10 м, грузоподъемность 4 т, ширина 2-3 м. Лодка могла вместить до восьми человек.
Использовались в военных операциях и набегах небольшие каяки на одного гребца. Длина таких байдарок составляла 1,8 м, высота бортиков в центре 20 см, ширина 70 см. Это были небольшие лодки, которые часто использовались в охотничьих целях. Однако подходили они и для войны, но при условии, что гребец успел выйти на берег. Управлять лодкой нужно было обеими руками, а если удерживать ими весло, то нельзя было сражаться.
Для войн и набегов байдарки использовали не только чукчи, но и австралийские, британские войска. Плавательное средство нашло применение в специальных операциях подразделений армии благодаря малой заметности, легкости, быстроходности и маневренности. Байдарки оптимально подходили для проведения разведки, и позволяли получать достоверные данные о планируемых действиях противника, расположении судов, военных, диверсиях. Плавательные средства, используемые морскими подразделениями, называли ракушками – «Cockleshell Canoes».
Узола — река, которая протекает по Ковернинскому и Городецкому регионах Нижегородской области. Спокойная,очень красивая и тихая речка, которая может удивить своим разнообразием. В основном такой эффект достигается за счет частой смены ландшафта.Туристов тут мало — больше единения с природой, что идеально подходит для сплава в кругу друзей.
Однодневный сплав по реке Лух в выходные дни — это уникальная возможность вырваться из суеты, очистить свои мысли от лишнего мусора, пообщаться с интересными людьми на природе. Кроме этого, хорошее питание, самое современное снаряжение и опытные гиды — все это позволит провести Ваше время интересно, весело и получить массу приятных воспоминаний и эмоций.
Река Ушна входит в бассейн реки Оки. Начинается в окрестностях города Мурома, течет по Владимирской области. Воды Ушны текут по лесным чащам среди крутых высоких берегов. Туристы редко посещают Ушну. В стремнине река быстра, вода в ней прозрачная и чистая. Русло речки пролегает по каменистым массивам, поэтому здесь много перекатов. Сплав по Ушне требует опыта: прохождение некоторых порогов — настоящий экстрим. На реке встречаются богатые рыбой места, а в окрестных лесах полно ягод и грибов. Рыбаки и грибники ценят Ушну и прилегающие к ней рощи.
Река Керженец — тихая и спокойная, с песчаными пляжами. Проплывая лесистые берега, Вы насладитесь полезным и приятным чистым ВЕСЕННИМ воздухом. Щебечут птицы, зеленеет травка, А ДУША радуется весенней природе. Поход выходного дня по Керженцу является альтернативой сплаву по реке Лух и считается самым полулярным сплавом для отдыха на река.
Данное мероприятие будет проходить в городе или за городом, на подготовленной лыжной трассе. В том числе на трассе для спортивного ориентирования. Так же можно будет уже после активной программы отдохнуть в ресторане или в кафе. Этот «активный» корпоратив для тех, кто хочет активно отдохнуть на природе, получить кучу положительных эмоций, заряд бодрости и энергии. Такой необычный праздник запомнится Вам и Вашим сотрудникам и друзьям на всю жизнь.
Выходные зимой не причина для безвылазной жизни в квартире. Это отличная возможность выбраться всей семьей в замечательное 2-х или 3-хдневное лыжное турне по заснеженным лесным полянам, прокатиться с горки на санях, полепить снежных баб, отдохнуть на лесной базе в комфортабельных условиях.
Румяные щеки, горящие глаза, отменный аппетит и бодрое настроение — все это можно легко приобрести во время лыжного путешествия по долинам Ветлуги. Пятница — авральный день на работе? Без проблем: участие в двухдневной легкой лыжной прогулке к понедельнику вернут вам утраченную бодрость.
Данный тур будет проходить на берегу чистого и благоустроенного пруда, специально предназначенного рыбалки. В пруду водится карп, карась, щука, окунь. Так же пруд оборудован специальными площадками для отдыха на природе — можно будет покупаться, и позагорать на пляже.
Тур сформирован таким образом, что позволяет хорошо отдохнуть Вам, Вашим коллегам, друзьями и детям. Вас ждут золотые пляжи, красивый сосновый лес, ночной костер, баня, небольшой "заплыв" на рафтах, пение песен под гитару. И все это в 1 день. Кроме этого, хорошее питание, самое современное снаряжение и опытные гиды — все это позволит провести Ваше время интересно, весело и получить массу приятных воспоминаний и эмоций.
Во время этой насыщенной программы мы осмотрим Нижний Новгород, побываем в городах Балахна, Городец, Павлово, Арзамас и т.д.. Посетим усадьбы и монастыри Богородского района и отправимся в дальние экскурсии по Нижегородской области в Макарьевский Монастырь, Дивеево, Болдино и легендарное озеро Светлояр.
Клуб КАЙЛАС предлагает уникальную экскурсионную программу где имеется возможность за 12 дней посетить практически все основные достопримечательности Нижегородской области (при отсутствии большего количества времени мы предлагаем и 9-ти дневную подобную программу, где список достопримечательностей запланированных к посещению лишь немногим менее ).
Во время этого двенадцатидневного тура 10 ночей запланировано провести в Гостинице «Ключ» и только проведение одной ночи запланировано в Б. Болдино из-за его большой удаленности.
Во время этой насыщенной программы мы осмотрим Нижний Новгород, побываем в городах Балахна, Городец, Павлово. Посетим усадьбы и монастыри Богородского района и отправимся в дальние экскурсии по Нижегородской области в Макарьевский Монастырь, Дивеево, Болдино и легендарное озеро Светлояр.
В первый день этой экскурсии мы посетим бывший когда-то удивительно богатый и великолепный замок Храповицкого в Муромцево — участника конкурса Россия 10, мы узнаем о его истории и посмотрим на его современное состояние. Затем мы заедим в знаменитый город Гусь — Хрустальный, где после его небольшого осмотра и посещения рынка отправимся в город Муром г. В гостинице Муроме мы устроимся для отдыха и ночлега.
Во второй день мы проведем экскурсию по самым известным Муромским монастырям и отправимся назад в Нижний Новгород, где по пути мы еще сможем заехать на источник Параскевы Пятницы в Корниловке или на источник Нечаянная радость в Вачском районе.
В этой экскурсии мы посетим славные Нижегородские города Балахна, Городец и побываем на святых источниках Никола ключ и Тихона Амафунского. Возможно попутное посещение ансамбля церквей в Николо-Погосте и мифического Белого камня в Сухаренках